Николай Ридный Zero. Мемориальная доска, 2012 В массовом сознании искусство ассоциируется с чем-то, созданным «на века», хотя по большей части эта сфера, полная хрупких вещей и еле уловимых действий, оставляет «в веках» совсем немногое. И тем не менее желание прикоснуться к монументальному, каким бы неосуществимым оно ни казалось, служит для многих мощным стимулом обратиться к искусству, включив его в свой повседневный опыт мегаломании. Арт-институции, прекрасно зная об этом, делают все возможное, чтобы иллюзия ars longa расползалась по выставочным залам, спроектированным специально, чтобы поражать наше воображение. Разумеется, это учитывают и художники. Художник высмеивает условности, давно выведенные за рамки какой-либо критики. Демонстративное обнуление валютных показателей покушается на саму логику функционирования современной экономики. Всякая эпоха пытается представить сиюминутные условности как универсальные, вневременные категории. Постоянные колебания курса валют кажутся не просто вечными, но фундаментальными, словно и не было тех времен, когда отсутствовали не то что валютные спекуляции, но и деньги как таковые. Как терракотовая армия служила знаком величия азиатского деспота и прожила значительно дольше своего хозяина, так же и гранитная плита с выбитой на ней сеткой обмена валют сможет рассказать будущим поколениям об амбициях и финансовых аппетитах нашего времени во всем его эфемерном величии.